В рамках Недели родного языка в Восходском подразделении Стемасской основной общеобразовательной школы проводятся тематические мероприятия, посвящённые Международному Дню родного языка. Целью проведения Недели родного языка является формирование интереса подрастающего поколения к культуре и ценностям своего народа.
Среди учащихся школы учителем русского языка и литературы Паркиной Натальей Владимировной проведено внеклассное мероприятие «Женские головные уборы русского и чувашского народов». В ходе мероприятия обучающиеся узнали много нового и интересного. Удивила ребят информация о том, что головной убор в женском национальном костюме для наших предков был «говорящим». С первого взгляда можно было определить социальное положение хозяйки, замужняя ли она или нет, по отделке головного убора можно было догадаться о достатке семьи.
Учитель рассказал о том, что названия девичьих русских головных уборов были разнообразными: лента, венец, повязка, тканка, кика и другие. Становясь замужней, женщина меняла головной убор. Замужние женщины носили кокошник, кичку, сороку. Ученикам было интересно узнать, что слово «кокошник» произошло от древнерусского «кокошь» (курица), что этот старинный русский головной убор был в виде гребня вокруг головы.
Внимательно выслушали ученики информацию о чувашских головных уборах, украшенных вышивкой, бисером и монетами. В ходе беседы ученицы примерили чувашские головные уборы. Тухья - это округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1–2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами. Основными цветами тухьи были красный, белый и желтый. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам. Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. По праздникам женщины носили хушпу- открытую шапочку, богато украшенную монетами.
Далее ребята рассмотрели иллюстрации с русскими и чувашскими женскими головными уборами.
В конце мероприятия учащиеся пришли к выводу, что каждый народ хранит свои традиции, которые являются ценными сокровищами прошлого, собираемыми по крупицам на протяжении многовековой истории. Знать и сохранять традиции своего народа обязан каждый человек, любящий свою Родину.
Паркина Н.В.